Мультипликатор EPS: как за пару минут оценить доходность компании

что такое мультипликатор eps

Большинство частных инвесторов на фондовом рынке при выборе ценных бумаг руководствуются известностью компании и динамикой ее акций за определенный промежуток времени.

Этим пользуются крупные компании, заманивая инвесторов в свои бумаги. Разве кому-то придёт в голову, что столь крупные компании могут быть убыточными?

Как оценить прибыльность предприятия?

Нужно помнить, что два главных критерия инвестора – безопасность и доходность вложенных средств. Таким образом, подходящая компания не должна иметь серьёзных политических или экономических рисков, а также должна генерировать доход (или хотя бы не генерировать убыток).

Для того чтобы быстро находить прибыльные компании был разработан специальный мультипликатор – EPS.

Что такое EPS?

EPS (прибыль на акцию) –. это мультипликатор, отражающий отношение прибыли компании к сумме выпущенных акций.

К примеру, если компания выпустила 25.000.000 акций, а ее прибыль 2 млрд в год, то ее EPS будет равен 80 (2 млрд./25 млн.).

Как рассчитывается прибыль на акцию?

EPS рассчитывается следующим образом: прибыль компании делится на количество всех выпущенных акций.

Рассчитать показатель можно как самостоятельно, используя финансовую отчётность компании, так и воспользоваться одним из многочисленных интернет ресурсов, где указан уже готовый ответ.

Для чего рассчитывается EPS?

Стоит обратить внимание, что анализ EPS используется довольно часто,. Почему инвесторы изучают его перед вложением в ценные бумаги компании?

Быстрая оценка

Во-первых, данный мультипликатор позволяет сократить время первичной оценки компаний до пары минут. 

Учитывая многообразие акций на фондовом рынке (не только российском, но и зарубежных), провести полноценный анализ каждой компании невозможно.

Мультипликатор EPS позволит сразу отбросить компании, генерирующие чистый убыток и не тратить на них время.

Анализ динамики прибыли компании

Во-вторых, EPS помогает инвестору постоянно отслеживать изменение доходов компании.

Снижение этого показателя может произойти в двух случаях: когда снижается прибыль компании и когда в обращение выпускаются дополнительные акции. В любом случае инвестор теряет часть дохода.

А если EPS и так находился недалеко от нуля, то дополнительный выпуск акций при неизменной прибыли компании способен сделать его отрицательным. То есть, вместо прибыли на одну акцию, компания начнет генерировать убыток.

Практический пример расчета мультипликатора

Еще одним плюсом мультипликатора является то, что он позволяет инвестору реально смотреть на вещи.

Для кого-то станет открытием, что компания «Газпром» при стоимости акций в 215 рублей и дивидендах в 7,16% имеет отрицательный EPS 2,56. То есть, генерирует убыток в 2,56 рубля на одну акцию. Тогда как акции «Сбербанка» при схожей цене в 272 рубля и дивидендах 6,88% имеют EPS 34,74, то есть приносят доход в 34,74 рубля на акцию.

Конечно, это компании из разных сфер деятельности, разных секторов экономики. Чтобы определить какая из компаний лучше подходит для инвестиций, нужно провести более глубокий анализ.

Но уже на основании EPS можно говорить о том, что у «Газпрома» есть финансовые проблемы, которые в будущем могут вылиться в отказ от выплаты дивидендов. Тогда как у «Сбербанка» этот показатель очень высокий (более 10%), что в скором времени может привести к увеличению размера дивидендов и росту курса акций.

Подобное применение мультипликатора EPS позволяет мгновенно обнаруживать компании с различными проблемами по части финансов: высокая долговая нагрузка, потеря доли рынка, затраты на модернизацию и т.п.

И если инвестор не готов рисковать своим капиталом и не обладает инсайдерской информацией, то стоит обратить свой взор на более успешные и более прибыльные компании. Надеждой живут трейдеры, а инвестор должен опираться на цифры, если не хочет потерять весь капитал.

Вывод

EPS, показатель, отражающий прибыль на акцию, довольно часто используется инвесторами в рамках фундаментального анализа компании.

Достаточно ли EPS для формирования инвестиционного портфеля? Конечно, нет.

В силу того, что разные инвесторы придерживаются разных стратегий, работают на развивающихся рынках, инвестируют в стартапы, необходимо учитывать и другие показатели и мультипликаторы.

Оцените материал для других читателей:
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями и коллегами!